Тема выступлений представительниц прекрасного пола в «Формуле-1» поднималась в последний год неоднократно в связи с подписанием командами контрактов с рядом гонщиц. Правда, из них только британка Сьюзи Вольфф в «Уильямсе» пару раз получала возможность поучаствовать в пятничных свободных заездах, а также садилась за руль на предсезонных тестах. Остальные пилотессы оказывались в болидах еще реже. Тем не менее, тема о статусе женщин в автоспорте вспыхнула с новой силой. Генеральный промоутер «Формулы-1» Берни Экклстоун некоторое время назад взбудоражил общественность заявлением о возможности создания отдельного чемпионата мира среди женщин, гонки которого проходили бы в рамках уик-эндов «Королевской серии».
Вольфф не одобрила идею Экклстоуна, заметив, что хотела бы соревноваться с мужчинами на равных в одних соревнованиях. Сьюзи вдохновляет пример американки Даники Патрик, которая во времена выступлений в IndyCar более чем уверенно выглядела на фоне многих соперников-мужчин. Но получит ли Вольфф или кто-то еще из гонщиц при нынешнем раскладе шанс по-настоящему заявить о себе в «Формуле-1» — большой вопрос.
В отличие от большинства других видов спорта, в автогонках никогда не было отдельного зачета для женщин. Возможно, потому, что число представительниц слабого пола здесь по сравнению с мужчинами невелико. И лишь единицы из них пробиваются на достаточно высокий уровень. Если представить, что гонщицы начнут соревноваться друг с другом, то конкуренция между ними на первых порах вряд ли будет высокой. С другой стороны, создание отдельных чемпионатов может стать стимулом к росту численности занимающихся гонками женщин.
— Мне кажется, надо внутри чемпионатов создавать отдельные женские зачеты, как это и сделано в FIA, — считает руководитель Российской серии кольцевых гонок Олег Петриков. — А разделять мужчин и женщин полностью не считаю правильным. Как показывает практика, некоторые женщины борются на равных с мужчинами, и даже выступают лучше. Например, в нашем чемпионате в классе «Национальный» Наталья Гольцова практически на каждом этапе попадает на подиум. К тому же у нас не так много женщин, которые хотели бы участвовать в автогонках. У нас и мужчин-то не хватает. А вот если бы женщин было достаточно, думаю, мы могли бы сделать отдельный класс, подготовив соответствующие технические требования. Конечно, гонки бы тогда получались красочными. Но во всем мире не так много пилотесс гоночных автомобилей.
— Вообще женщинам в автоспорте очень тяжело, поскольку он не делится по гендерному признаку, — считает российская гонщица Наталья Гольцова. — Бороться с мужчинами на равных нам довольно сложно. Но мы не можем диктовать правила, принимаем их такими, как есть, и поэтому ездим вместе. Кстати, возможно, мужчинам даже сложнее выступать вместе с нами, и особенно признавать поражения. Если бы были женские чемпионаты, я думаю, это было бы очень интересно с точки зрения привлечения внимания к автоспорту, увеличения резонанса, «экшна» и шоу, которых порой не хватает. В принципе, если собрать гонщиц со всего мира, которые смогли бы выступать в «Формуле-1», то их хватит на свой чемпионат. Но найдутся ли у них средства, чтобы участвовать в «Королевских гонках» — это другой вопрос. «Формула-1» — высшая точка автоспорта, до которой дорастают не все. Причем большую роль здесь играют не только мастерство, но и спонсорский бюджет. При этом участвовать в основной «Формуле-1» женщинам наверняка было бы тяжело. Там очень большие перегрузки — и физподготовка должна быть очень серьезной. Но российским женщинам это точно под силу!
Авто- и мотогонки всегда были открытыми соревнованиями, и женские зачеты здесь существуют только внутри общих стартов, как, например, на ралли-рейдах. А вот отдельные чемпионаты для женщин найти сложно.
Впрочем, можно обратиться к опыту других видов спорта. Например, в конном спорте во всех олимпийских соревнованиях мужчины и женщины выступают на равных, и не собираются разделяться. На Играх-2012 в выездке женщинам достались все личные медали и почти все командные, в троеборье они распределились примерно пополам, и лишь в конкуре доминировали представители сильного пола.
Но есть и обратные примеры. Так, с 1968-го по 1980 годы в рамках Олимпийских игр соревнования по пулевой стрельбе были открытыми, и только в 1984 году появилось разделение на мужские и женские старты. В стендовой стрельбе такая ситуация сохранялась до Игр-1992. И за это время женщины смогли «отобрать» у мужчин две медали, причем китаянка Чжан Шань на Играх в Барселоне завоевала золото в ските. В парусном спорте все соревнования Олимпийских игр были открытыми до Игр-1980 в Москве, а некоторые классы носили этот статус еще в Пекине-2008. И лишь на Играх в Лондоне произошло окончательное разделение.
Но даже если допустить, что идея о проведении отдельных женских стартов в «Формуле-1» или иной серии найдет поддержку, главным вопросом все равно будет финансовый. Найдутся ли инвесторы? Вызовет ли такая серия энтузиазм и достаточный зрительский интерес? Придут ли в нее деньги спонсоров? Если ответы будут положительными, и инвесторы смогут на этом заработать, можно предположить, что какие-то эксперименты в этом направлении не за горами. В противном случае ситуация с женскими гонками останется прежней. А представительницы прекрасного пола за рулем болидов будут экзотикой, а не обязательной программой.